Свадебная процедура век назад
Летом
1895 г. в газете "Русское слово" был описан сельский
свадебный обряд в Богородском уезде Московской губернии.
Этот этнографический экскурс, на наш взгляд, не лишен
интереса и может служить для сравнения с нынешним ритуалом.
Свадьбы в Борогодском уезде, видимо, имели какие-то
отличительные особенности, коли об этом писала довольно
солидная газета. Здесь мы сможем лишь в очень краткой форме
передать главные моменты этого семейного торжества,
бытовавшего некогда в российских селах и деревнях,
основываясь на материалах, добытых нами в архивах Тюменской
областной научной библиотеки.
Свадьба открывалась сватовством невесты. Но сватала ее не
сваха, а сват, засылаемый родителями жениха к родителям
невесты. Придя в дом невесты, сват с некоей загадочностью
спрашивал хозяев дома: "Посмотрите на меня, каков я кажуся?.."
Хозяева, конечно, догадывались, в чем тут дело, и отвечали
ему, что он-де кажется им добрым гостем, и приглашали
садиться для беседы. Если эта сватовская беседа устраивала
родителей невесты, то они через того же свата приглашали
родителей жениха к себе для уговора относительно приданого,
подарков невесте, дня бракосочетания и пр. Прощаясь с
родителями жениха, невеста передавала с ними жениху в
подарок платок или полотенце.
После уговора жених мог посещать дом невесты и угощать ее с
подругами гостинцами. При угощении подруги невесты пели
величальные песни. Накануне же свадьбы в доме невесты
собирался девичник, на который являлся и жених со своими
товарищами. Невеста встречала его, сидя за столом на
"большом месте". На столе лежал большой круглый пирог,
разные лакомства и "девичья красота" - корни репейника,
укрепленные на доске и украшенные яркими разноцветными
лентами.
Угощение сопровождалось веселыми разговорами, шутками и
величальными песнями.
Перед венчанием жених приезжал за невестой в ее дом. Там он
находил сидящего рядом с нею мальчика - ее младшего брата
или кого-либо из родственников. Жених выкупал себе это
место, поднося мальчику стакан пива с опущенными в него
монетами. Место освобождалось и жених садился рядом с
невестой, а за ним уже усаживались за стол, в порядке
старшинства, по обеим сторонам от жениха и невесты все те
люди, которые должны сопровождать их на венчание и из церкви
домой. Затем подавался обед, но жених с невестой в нем не
участвовали. При выходе из-за стола родители невесты
благословляли сговоренных на венчание, которые и уезжали в
церковь.
Когда эскорт новобрачных подъезжал из церкви к дому
молодого, то сопровождающие женщины пели:
Выглянь, выглянь, матка,
В красное окошко,
Твой сын-сокол едет,
Соколочку везет
И белу и румяну,
И личиком полну.
У ворот дома новобрачных встречали родители молодого с
иконой и хлебом-солью.
Молодые кланялись трижды пред отцом и матерью, целовали
икону и хлеб и входили в избу, где уже были подготовлены для
пира столы. Первыми за брачный стол садились молодые, и все
женщины пели им величальную. Молодых же уводили кормить в
отдельное место. По окончании пира их вели к приготовленной
постели, которую родственники - муж с женой - обминали, и
молодой муж обязан был выкупить ее у них за деньги.
На следующий день молодые отправлялись в гости к родителям
молодой. Там их угощали блинами, яичницей, приготовленными
тещей. Там же они могли обедать и даже ночевать. Этим и
заканчивалось свадебное торжество в селениях Богородского
уезда.